И.Г. Малкина-Пых — «Психосоматика»
Картина личности
Пациенты, страдающие запорами, часто обнаруживают так называемую анальную триаду Фрейда: упрямство – любовь к порядку – бережливость. Эти признаки и их крайности – нетерпимость, педантизм и скупость – обнаруживаются прежде всего в рамках обсессивной структуры личности. Вероятно, исходная личность и воспитание любви к чистоте рано приводят к ригдному «сверх‑Я», к интроекции (усвоению) родительских масштабов в качестве собственного мира ценностей.
Как причинная семейная ситуация обычно описывается детство со строгой матерью, которая очень требовательна к детям в отношении дарения и получения подарков. Все, что они сами получают в подарок, они должны в соответствии с требованиями родителей тут же разделить с другими. Эти дети и сами становятся чрезмерно требовательными в отношении дарения и получения подарков. С представлением о самоотдаче связываются фантазии о собственных обязанностях, что приводит к устойчивым защитным формам поведения, поскольку такие люди часто орально заторможены, т. е. не могут ничего себе позволить, и для них страх утраты становится тем более угрожающим. Матери часто не способствуют переживанию полноты, изобилия, поэтому оральные фрустрации и анальные страхи утраты объединяются и отдача может связываться с негативными эмоциями1 (Duhrssen, 1960). Пока не ясно, достаточно ли этих общепризнанных внешних условий для развития заболевания.
Хронические запоры наблюдаются по большей части у анксиозных и депрессивных, внешне спокойных, но внутренне напряженных, малообщительных и неуверенных в себе пациентов. Александер (2002) следующим образом обозначил их установку: «Я ничего не могу ожидать от других и поэтому могу им ничего не давать, я должен удержать то, что у меня есть».
Иногда запор развивается как компенсация чрезмерного наслаждения тратами. Здесь речь идет о добродушных людях, которые склонны раздавать на все стороны. Это, может быть, объясняет большую склонность к запорам у женщин, чем у мужчин: в женской социализации готовность к жертвам имеет, как и прежде, большое значение. Часто больные чрезмерно следят за деятельностью своего кишечника.
Schwidder (1965) наблюдал следующие связи переживаний при хронических запорах:
- Телесный радикал протестной реакции.
- Попытка удержать, чтобы овладеть, выстоять.
- Отступление в страхе.
- Страх и защита от слишком большой отдачи.
- Связь дефекации с «грязными» побуждениями, воспринимаемыми с чувством вины или как опасные, и поэтому отвергаемыми.
Хронический запор в детстве следует понимать как проте‑стную реакцию, в т. ч. как протест против чрезмерно педантичного обучения опрятности.
Психотерапия
Основным элементом программы психотерапии является решение задачи психосоциальной адаптации с обязательным вовлечением больного в процесс диагностики и лечения. Диетические, физически активирующие и воспитательные меры могут оказать неожиданно хорошее действие. Аутотренинг также хорошо зарекомендовал себя при лечении больных с хроническими запорами. Если эти меры оказываются безуспешными, показаны и обычно бывают успешными симптоматически ориентированные психотерапевтические беседы.
Успешно используются также методы гештальт‑терапии, транзактного анализа, арт‑терапии, психодрамы, телесно‑ориентированной терапии, танцевальной терапии и семейной психотерапии.
Причины болезни
Нежелание расставаться с устаревшими мыслями. Увязание в прошлом. Иногда в язвительности.
Возможное решение, способствующее выздоровлению
По мере расставания с прошлым в меня входит новое, свежее, жизненное. Поток жизни я пропускаю через себя.
Признаки запора: снижение частоты испражнений, затруднение испражнений, твердый и сухой кал. Если частота испражнений снизилась, но кал имеет нормальную консистенцию, это не запор.
Причины болезни
Так как функцией толстой кишки является выведение наружу того, в чем организм уже не нуждается, запор говорит о том, что человек цепляется за старые мысли, которые ему больше не нужны. Человек, в организме которого задерживается кал, часто сдерживает свое желание сказать или сделать что-либо, так как боится не понравиться или показаться невежливым, боится потерять кого-то или что-то.
Возможно также, что это мелочный человек, который слишком сильно привязан к тому, что имеет, и не желает избавляться от того, что ему больше не нужно. Запор может возникнуть и в том случае, когда человек чувствует, что его заставляют что-то отдать – время, энергию или деньги. Если он и отдает то, что у него требуют, то с большим неудовольствием и только потому, что не хочет испытывать чувство вины.
От запора может страдать человек, склонный драматизировать какое-то событие своего прошлого и связывающий с ним какие-то идеи, от которых не может избавиться. Стресс, вызванный неспособностью отпустить прошлое, порождает беспокойство, мрачные мысли, ярость, страх унижения и даже зависть.
Возможное решение, способствующее выздоровлению
Если ты страдаешь от запора, значит, твое тело говорит тебе, что пора избавиться от старых убеждений, которые больше не идут тебе на пользу. Освободи место для новых идей и возможностей. Твое тело говорит тебе, что ты должен освободить кишечник, иначе не сможешь съесть новую пищу. То же касается и твоих мыслей. Ты должен относиться к тревогам, мрачным мыслям и навязчивым идеям как к отходам и вовремя от них избавляться. Постоянно сдерживаясь из страха потерять кого-то или что-то, ты только вредишь себе. Лучше постарайся проанализировать ситуацию и определить, что ты можешь потерять, если позволишь себе говорить и делать то, что тебе хочется. Такой подход, несомненно, гораздо полезнее.
31